Полноростовые турникеты praktika

Выбор места для монтажа

Место под турникет выбирают исходя из характеристик самого турникета и требований пожарной безопасности. Если выбранный проход является основным либо единственным путём эвакуации из помещения, турникет обязательно должен быть оборудован системой «антипаник» либо в ограждении должны быть предусмотрены съёмные элементы, позволяющие в случае аварии немедленно открыть достаточно широкий проход. Ширина аварийного прохода для объектов с численностью персонала до 50 чел. должна быть не менее 100 см, более 50 чел. — 120 см.

Место установки турникета

Расстояние между торцом преграждающей планки турникета-трипода либо трубой «вертушки» роторного турникета и ограждением — формирователем прохода должно составлять не более 50 мм, а длина формирователя (он устанавливается параллельно проходу) — не менее 1 м. Между двумя турникетами, установленными друг напротив друга, обязательно должен находиться формирователь: один турникет — один проход! Двухпроходный, или двусторонний, турникет обойдётся дешевле, чем два односторонних, и займёт меньше места. Навесной трипод также будет дешевле и компактнее обычного благодаря отсутствию тумбы. Такой вариант крепится к стене.

Принцип работы турникета

Рассмотрим работу триподного электронного турникета, который устанавливается в большинстве учебных заведений страны. Согласно вышеизложенной информации, триподные турникеты имеют широкое распространение из-за простоты конструкции и эксплуатации. Главный недостаток компенсируется электронной пропускной системой и охраной учебного заведения.

Итак, по каким же этапам происходит работа турникета?

  1. Установка оборудования. Покупается турникет и запчасти, нанимается персонал для установки.
  2. База данных. Создается электронная база данных учащихся и сотрудников учебного заведения.
  3. Выдача пропусков. Согласно базе данных выдаются электронные пропуска. Данные пропусков заносятся в память системы контроля доступа.
  4. Контроль и безопасность.

По имеющейся в системе информации можно пресекать попытки прохода по чужим пропускам, так как при поднесении пропуска к считывающему устройству вся информация поступает на монитор контролирующего компьютера. В считываемом сигнале есть фотография учащегося/сотрудника. Работа турникета может управляться с дистанционного пульта.

Если судить упрощенно, то принцип работы турникета заключается именно в этих четырех пунктах, но давайте узнаем самое интересное. За счет чего осуществляется работа системы «Вход-выход»? А именно: взаимодействие электронной карты и считывающего устройства?

Какие параметры влияют на пропускную способность турникета?

Каждая установка турникетов уникальна не только своей конфигурацией, но и характеристиками потока людей, которые используют данное оборудование. Среди факторов, от которых может зависеть пропускная способность турникета, можно выделить:

Тип используемых считывателей системы контроля и управления доступом (СКУД). Так, например, считыватели штрих-кодов обычно работают медленней.
Умение контроллеров СКУД сохранять последовательные авторизации в памяти. Отсутствие такого функционала уменьшает пропускную способность турникетов, а его наличие позволяет проходить через турникет, не дожидаясь полного завершения цикла предыдущего прохода и закрытия створок.
Длительность обратного сигнала, необходимого контроллеру СКУД (данный параметр может приводить к задержке между авторизациями).
Тип носителя информации. Биометрическая идентификация требует больше времени, чем бесконтактная карта или RFID-метка.
Используется ли турникет для прохода только в одном или в двух направлениях. При одностороннем проходе пропускная способность турникета возрастает.
Количество проходов, установленных в одном месте. Если проходов недостаточно и образуется очередь, то один отказ в авторизации резко сократит пропускную способность турникета. Напротив, большое количество проходов позволит потоку равномерно распределяться даже при движении в обоих направлениях.
Имеет ли турникет индикацию направления движения и/или статуса прохода. Наличие простой зелёной стрелки или иной индикации, указывающей на то, что проход работает и в каком направлении следует его использовать, позитивно влияет на пропускную способность турникета.
Имеет ли турникет индикацию того, что авторизация прошла успешно. Наличие зелёной стрелки на верхней панели или иной явной индикации того, что можно осуществить проход, способствуют увеличению пропускной способности турникета.
Является ли проходящий через турникет человек постоянным пользователем данного оборудования или разовым посетителем. Опытные пользователи значительно увеличивают пропускную способность турникета, тогда как новички, которые не знают, куда приложить карту или какой стороной поднести к считывателю билет, могут создать ощутимую «пробку».
Внутренние настройки турникета. Как правило, скорость движения створок турникета варьируется в зависимости от требуемого уровня безопасности оборудования для людей (более плавное движение створок обезопасит людей от получения травм, однако пропускная способность турникета может понизиться).
Используемый принцип работы. Створки турникета могут находиться в нормально-закрытом или в нормально-открытом состоянии. Кроме того, существуют модели турникетов, в которых вообще нет створок. Проход через подобные модели осуществляется максимально быстро.
Длина тумбы турникета. Через короткие турникеты люди проходят быстрее, однако через такие проходы гораздо проще пройти без авторизации

Напротив, более длинные версии, за счёт большего количества сенсоров, лучше определяют нарушителя, но пропускная способность турникета немного уменьшается.
И, наконец, последнее, но не менее важное в данном списке: культурные и психологические аспекты. Менталитет пользователей играет весомую роль при использовании турникета

Соблюдают ли пользователи очередь? Пропускают ли вперёд женщин? Кто пойдёт первым при двустороннем использовании прохода? Каково отношении к зоне комфорта и будут ли люди идти плотно друг за другом или предпочтут держаться на некотором расстоянии? Готовят ли пропуск заранее или начинают хаотичный поиск заветной карточки непосредственно у турникета? Все эти факторы могут оказать существенное влияние на пропускную способность турникета.

  

  

Не стоит забывать, что турникет является лишь частью общей системы управления и регулирования потоков людей в здании. Например, посетители могут быстро пройти турникетную группу, а затем долго ждать прихода лифта в ограниченном пространстве лифтого холла. Для высотных зданий с несколькими лифтами имеет смысл рассмотреть возможность использования продвинутых систем интеграции между турникетами и лифтами. Подобные системы уже на стадии прохождения турникета определяют этаж назначения посетителя и заранее вызывают ему лифт, позволяя сократить время ожидания и ускорить перемещение пассажиропотока. Сам турникет в этот момент на специальном дисплее высвечивает номер нужного лифта, что помогает посетителю быстро сориентироваться в здании.

Пуско-наладка системы

Пусконаладочные работы также производятся в соответствии с требованиями технической документации на турникет. Начинаются они с проверки правильности монтажа всех электрических соединений. Затем турникет переводят в ручной режим, подают питание и контролируют правильность отработки команд с пульта управления.

Створчатые турникеты наподобие метрополитеновских требуют достаточно сложной поэтапной настройки всех узлов, как электрической, так и механической, начиная с приводов створок.

Далее включают контроллер и проверяют «видимость» им турникета и считывателя, безошибочное чтение идентификаторов и передачу команд на турникет. Для этого бывает нужно установить соответствующие адреса устройств на контроллере и всех исполнительных модулях. Сложные контроллеры могут требовать для тестирования наличия компьютера (ноутбука) с установленным специальным ПО.

Следующий этап пусконаладки — установка связи локального контроллера с сервером СКУД при её наличии или программирования самого контроллера в соответствии с требованиями заказчика в случае применения автономного контроллера.

Программное обеспечение сервера СКУД должно «видеть» каждый узел системы и обеспечивать обмен данными с ним. Для этого каждому устройству необходимо присвоить собственный адрес, следя при этом за отсутствием конфликта адресов (несколько устройств на одном адресе). Для управления системой через межсетевой экран или VPN нужно произвести так называемый «проброс портов» — установить соответствие адреса и номера порта внутри и вне локальной сети.

После всех этих настроек проверяют отработку процедур авторизации доступа с помощью контрольных ИД, прохождение и исполнение турникетом ответных команд в автоматическом режиме, фиксацию факта и времени пропуска программой СКУД.

Финальным этапом является «прописывание» в системе всех идентификаторов персонала либо обучение этому администратора системы.

Виды турникетов

В данной статье будут рассмотрены только электронные проходные турникеты, т.к. механические модели морально устарели и в современном мире уже не осталось ситуаций, в которых их использование было бы обосновано.

Триподы

Турникеты такой конструкции используются в общественном транспорте, например, в метрополитене. Пропуск проходит по двум сценариям:

  1. Пассажир кидает жетон в приемник. Система считывает попадание и происходит разблокировка одной из трех осей барабана.
  2. Пассажир использует электронный проездной. Данные о проездных (действительность, оплата) хранятся в специальной базе данных.

Плюсы: небольшие габариты, простая эксплуатация, функция «Антипаника»

Минусы: возможность беспрепятственно преодолеть осевые преграды, что требует дополнительный персонал для контроля пассижиров.

Створчатые

Створчатые турникеты внешне похожи на триподные, но с одним отличием: вместо осей, через которые можно перепрыгнуть или перешагнуть, используются специальные створки. Такие турникеты могут быть оборудованы оптическими датчиками, определяющими подход человека.

Обычно настраиваются на предотвращение попыток несанкционированного прохода. Створчатые турникеты используются на предприятиях и в режимных объектах.

Плюсы: простота конструкции и эксплуатации. Нет необходимости нанимать специальный персонал для контроля.

Минусы: относительная дороговизна установки и эксплуатации. Быстрый выход из строя оптических датчиков.

Роторные

Турникет такой конструкции применяется на объектах с пропускным режимом. Представляет собой металлическую конструкцию, на входном отверстии которой находится горизонтальный ряд планок (в полный человеческий рост или в его половину) – они служат преградой для прохода.

Вход осуществляется после приложения электронной карты к считывающему устройству, затем с помощью электропривода происходит вращение планок.

Плюсы: идеальное решение для общежитий, студенческих городков, фирм, предприятий

Минусы: выход из строя аппарата не позволит контролировать пропускной режим какое-то время, требуется персонал для контроля. Большая стоимость установки.

Оборудование необходимое для установки турникета

В самом простом случае — установка автономного турникета непосредственно возле поста охраны — необходим только сам турникет и пульт ручного управления. Однако такой подход требует постоянного нахождения дежурного на посту и визуального контроля пропуска. Ни удобной, ни продуктивной такую систему не назовёшь, уровень безопасности также будет низким. А поставить рядом несколько турникетов (каскадировать) и вообще представляет проблему — тогда нужен ещё один пост.

Турникеты

При большой ширине прохода могут потребоваться дополнительные ограждения.

Если дополнить турникет считывателем личного идентификатора (ИД) и автономным контроллером, это уже значительно упрощает и ускоряет авторизованный доступ и позволяет фиксировать время события пропуска. Но гораздо перспективнее всё же применить сетевой контроллер, ибо сетевое построение системы безопасности даёт неограниченные возможности по модификации, развитию и усовершенствованию её в дальнейшем, а также мощные функции автоматизации не только контроля доступа, но и учёта рабочего времени.

Турникеты ставят в местах массового доступа, к примеру, на проходной. Поэтому львиная доля ИД для таких систем — бесконтактные карты, RFID (проксимити) карты и брелоки. Кодовые панели, ридеры ключей и биометрические считыватели при турникетах не применяются.

Кроме самих элементов системы понадобятся ещё источник(и) питания, программное обеспечение (ПО) и, возможно, технологическая оснастка для настройки контроллера — интерфейсные модули, программаторы, тестовые платы.

Подготовительные работы, прокладка кабелей

Как уже отмечалось, подготовка к монтажу турникета включает в себя разметку мест установки всего оборудования, выработку всех необходимых выемок, углублений, отверстий, укладка и фиксация труб, рукавов и кабель-каналов. Начинают эти операции с тщательного изучения технической документации на каждое монтируемое изделие и проектных документов, согласно которым производят технологическую разметку. Бесперебойная работа оборудования гарантируется только при соблюдении требований, указанных производителем.

Для оборудования, закрепляемого к полу, резьбовые изделия (болты, гильзы анкеров) наживляют на подошвы изделий, затем приваривают или привинчивают к ним достаточно прочные металлические закладные пластины, способные выдержать вес оборудования, после чего укладывают эти пластины в технологические выемки глубиной не менее 150 мм и заливают бетоном. Иногда используют сплошные закладные элементы под всё оборудование на базе швеллера или прямоугольной трубы. Это позволяет точно выставить всю конструкцию пропускника, а также обеспечить дополнительную прочность, особенно при большой массе либо высоте турникета. Внутри таких элементов могут быть проложены и кабели.

Основание должно быть ровным и прочным (марка цемента не ниже 400). Горизонтальность плоскостей монтажа проверяется строительным уровнем.

Широкие проходы перекрываются полу- или полноростовыми ограждениями, которые должны иметь как собственные крепления к полу, так и связки к ограждению, формирующему проход. Все эти крепления также необходимо тщательно разметить и подготовить.

Все коммуникации по возможности также лучше вмонтировать в штробы в полу или стенах, чтобы исключить возможность их повреждения или доступа. Сначала пробиваются сами штробы, затем в них укладывается и фиксируется труба, металлический либо пластмассовый гофрорукав, возможно, кабель-канал. Протяжка кабелей может осуществляться и на стадии монтажа, однако во многих случаях удобнее сделать это заранее. После укладки необходимо проверить целостность проводов кабельным тестером. Длины оставленных концов кабелей должно с небольшим запасом хватать для пропуска внутрь турникета до группы клемм или разъёмов.

После закладки и фиксации всех элементов крепления и коммуникаций могут быть дополнительно проведены отделочные работы — штукатурка, покраска, разметка зон пропуска, укладка плитки и т.д. Монтаж оборудования начинают только по окончании всех перечисленных операций.

Ссылка на основную публикацию