Каталог стальных дверей

Защитные элементы замка-блокиратора «Неман»

В замке-блокираторе применена, так называемая, активная защита от высверливания и фрезерования его управляющих элементов.

Конструкция активной защиты основана на том, что при сверлении и фрезеровании любых запирающих механизмов нагрузки на их детали многократно превышают нагрузки на них при штатной эксплуатации. Поэтому в активной защите использован подвижный защитный узел, при оказании давления на который, управляющие элементы защищаемого механизма блокируются. Активная защита носит локальный характер. Её задача — вынудить взломщика применить более сложные способы воздействия и использовать более шумный и мощный инструмент. Такая защита не исключает традиционные элементы, затрудняющие сверление и фрезерование, но ощутимо их дополняет.

Основной управляющий механизм рассматриваемого замка-блокиратора – цилиндровый механизм секретности (ЦМС) «Барьер-4». Выбор этого ЦМС обусловлен удачным, на наш взгляд, сочетанием в нём высокого уровня взломостойкости  и устойчивости к криминальному вскрытию.

ЦМС установлен в обойму, приваренную к корпусу замка-блокиратора, и зафиксирован от проворота двумя винтами и стальным шариком, выполняющим роль шпонки. На два его приводных штифта напрессован ведущий диск толщиной 3мм из стали 9ХС, термообработанный до 43–47 HRC. По периметру ведущего диска установлены стопорные штифты для блокировки ротора ЦМС, а  в центральной части ведущий штифт и три стопорных штифта для блокировки ведомого диска. При нештатной нагрузке сверлом или борфрезой диск смещается относительно приводных штифтов, блокируя ротор ЦМС и ведомый диск.

Цилиндровый механизм Барьер-4, установленный в кронштейнВедущий дискЗащитные элементы блокиратора

Кроме ЦМС в обойме расположены три фигурных пластины: блокирующая (с вырезами под стопорные штифты ведущего диска) и две дистанцирующие пластины, ограничивающие продольное перемещение  ведомого диска и обеспечивающие его вращение.

Ведомый диск имеет три отверстия под стопорные штифты ведущего диска.

ПластиныБлокирующая пластинаПластины, фиксирующие ведомый дискПластины, фиксирующие ведомый дискНаружная часть собранаЕщё один ракурс

 Корпус замка-блокиратора защищён бронепластиной из 5-миллиметровой стали 65Г, термообработанной  до 58–62 HRC.

Бронепластина, защищающая корпус блокиратора

Испытания замка-блокиратора

Для оценки взломостойкости замка-блокиратора мы предложили провести его испытания независимым специалистам
.

Проведённые испытания нельзя признать аналогичными нормативным, поскольку мы выбирали возможные воздействия на сам замок-блокиратор, а не на дверь в целом. Задачей испытаний было помочь найти уязвимые места конструкции и оценить эффективность использованных защит. Это не первые испытания рабочих моделей устройства. В процессе предыдущих испытаний проводилось высверливание штока ЦМС. По результатам этих испытаний в конструкцию замка-блокиратора были внесены изменения, связанные с усилением защиты узла передачи управляющих воздействий от ЦМС к исполнительному механизму замка-блокиратора.

После изучения нового образца была выбрана следующая методика взлома. Выфрезеровать твердосплавными борфрезами отверстие, достаточное для работы пинцетом внутри механизма, не затрагивая твердосплавный ведущий диск, извлечь центральный твердосплавный штифт ведомого диска и через образовавшееся отверстие повернуть его. При таком способе достаточно высок риск блокировки механизма. По этой же причине было исключено фрезерование ротора цилиндра.

Испытания проводил мастер аварийного вскрытия Мищенко Александр (Украина, Херсон). 

Видео содержит только фрагменты, отражающие ход испытаний. В левом нижнем углу экрана расположен таймер рабочего времени воздействия на образец. 

Согласно методике оценки взломостойкости ГОСТ Р 50862–2005, коэффициент сопротивления образца при данном способе воздействия составляет 187 Ес, что соответствует требованиям ΙV класса. Это не означает, что дверь с замком-блокиратором будет иметь такой высокий уровень взломостойкости, но позволяет сделать вывод, что взлом двери, оснащённой замком-блокиратором, методом сверления или фрезерования не рационален, а для разрушения замка-блокиратора следует выбирать более эффективные инструменты, например, ацетилен-кислородный резак.

В результате испытаний также были получены интересные результаты. Поскольку мы считали, что оператору удалось взломать механизм, не затронув активную защиту, было предложено извлечь кодовые элементы из каналов цилиндра (это достаточно кропотливая процедура), и провернуть ротор. Оказалось, активная защита частично сработала, заблокировав вращение цилиндра.

Разобрав блокиратор, стала понятной причина этого. От воздействия и вибрации один из штифтов почти полностью вышел из своего посадочного места в роторе цилиндра. Появился небольшой люфт, которого оказалось достаточно для блокировки ротора, но не достаточно для не так жёстко зафиксированного ведомого колеса.

После этого оператор решил проверить, сработает ли блокировка при прямом воздействии борфрезой на ведущий диск, после чего блокировка сработала окончательно.

Устройство замка-блокиратора

Замок-блокиратор в закрытом и заблокированном состоянии:

Схема. Блокиратор в заблокированном положенииМеханизм в заблокированном состоянииБлокиратор в разблокированном состоянии

Состояние замка-блокиратора определяется положением подпружиненного кулачка (рис. 1, поз.1), зафиксированного на штоке ведомого диска (рис 1, поз. 2), относительно засова. В вертикальном (по рисунку) положении он блокирует перемещение засова (рис. 1, поз. 3). При повороте кулачка рукояткой (посредством штока) или ключом (посредством ведущего и ведомого диска), кулачок (рис. 1, поз. 1) фиксируется подпружиненной рамкой (рис. 1, поз. 5) в горизонтальном (по рисунку) положении, что обеспечивает разблокированное состояние засова замка-блокиратора до тех пор, пока не будет отперт, а затем снова заперт основной замок.

При открывании основного замка тяга привода приводит в движение засов замка-блокиратора (данный образец предназначен для установки ниже основного замка или для двери левого открывания). Перемещаясь, засов продолжает удерживать кулачок в положении «разблокировано».

Замок-блокиратор в  открытом и разблокированном состоянии:

Система в открытом состоянииПеремещение засова при открыванииСистема запирания в открытом состоянии

При запирании основного замка его тяга (рис. 2, поз.6), посредством фигурного коромысла (рис. 2, поз.7), передвигает засов замка-блокиратора в положение «заперто». В этом положении засова кулачок попадает в его фигурный вырез и получает возможность (под действием собственной пружины) повернуться в вертикальное (по рисунку) положение, блокируя засов.

Сняв засов с рамкой, коромысло, тягу привода и блокирующий  кулачок, можно увидеть подпружиненный ведомый диск, составляющий единое целое со штоком вертушки.

Ведомый диск с блокирующим засов кулачкомПружина ведомого дискаВедомый диск

Дугообразная форма выреза в ведомом диске связана с необходимостью обеспечить независимое управление блокирующим кулачком с наружной стороны замка-блокиратора ключом и с его внутренней стороны вертушкой.

Устройство узла управления замком-блокиратором цилиндровым механизмом, в основном, определяется требованиями обеспечения повышенной взломостойкости запирающего механизма в целом, поэтому рассмотрим устройство этой части механизма отдельно.

Ссылка на основную публикацию